WYSIWYG Web Builder
ПГК "Спутник"
Оплата членских взносов ПГК"Спутник" с 01 января 2019 года составит 6300 рублей.

Яндекс.Погода
3868/2016-594085(2)







Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской
области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

16 декабря 2016 года Дело № А56-73778/2015

Резолютивная часть решения объявлена 08 декабря 2016 года.

Полный текст решения изготовлен  16 декабря 2016 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в
составе:

судьи  Воробьевой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Алтуниным А.К.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Закрытое акционерное общество "Агропромышленный комплекс

"Ломоносовская" (адрес: Россия, 188502, Ленинградская область, Ломоносовский район,

дер. Горбунки, ОГРН: 1024702182020; ИНН: 4720000202);

заинтересованные лица: 1) Местная администрация муниципального образования
Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского
муниципального района Ленинградской области (адрес: Россия, 188502, Ленинградская
область, Ломоносовский район, дер. Горбунки, д. 29, ОГРН: 1024702187718; ИНН:
4720007222);

2)Администрации муниципального образования Ломоносовский
муниципальный район Ленинградской области (адрес: 188502, Ленинградская
обл., Ломоносовский р-н,

д. Горбунки, д. 5А; ОГРН: 1024702186442; ИНН: 4720007053)

третье лицо: Потребительский гаражный кооператив
«Спутник» о признании незаконными действий, обязании

при участии

- от заявителя: Петухова А.В. - доверенность от 21.01.2016,

- от заинтересованных лиц: 1) не явился (уведомлен),

2) Лаврентьева Н.С. - доверенность от 11.01.2016,

- от третьего лица: Арефьев Ю.В. (выписка из ЕГРЮЛ).

у с т а н о в и л :

Закрытое акционерное общество "Агропромышленный комплекс "Ломоносовская" (далее
- Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской
области с заявлением о признании незаконным выраженного в письме от 28.07.2015 № 1275
решения Местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское
поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района
Ленинградской области (далее - Администрация поселения) об отказе в предоставлении в
собственность земельного участка, а также об обязании Администрации поселения
предоставить в собственность Обществу земельный участок

А56-73778/2015

с кадастровым номером 47:14:0402003:21 площадью 45 588 кв.м, категория: земли
сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения
сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Ленинградская
область, Ломоносовский район, МО «Горбунковское сельское поселение», ЗАО «П/ф
Ломоносовская», уч. 9, путем подготовки и направления в адрес Общества проекта
договора купли-продажи указанного земельного участка в срок не более 30-ти
календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу. Делу присвоили
номер А56-73778/2015.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от
17.12.2015, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного
апелляционного суда от 06.06.2016, требования Общества удовлетворены.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.09.2016
решение суда от 17.12.2015 и постановление апелляционного суда от 06.06.2016
отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-
Петербурга и Ленинградской области.

Также Общество обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и
Ленинградской области с заявлением о признании незаконным как не соответствующего
требованиям действующего законодательства Российской Федерации

действия Администрации муниципального образования Ломоносовский
муниципальный район Ленинградской области (далее - Администрация района),
выраженного в письме от 18.03.2016 № 15-563/16-0-2 об отказе в предоставлении в
собственность земельного участка, а также об обязании Администрации района
предоставить в собственность Общества земельный участок с кадастровым номером
47:14:0402003:21 площадью 454 588 кв.м., категории: земле сельскохозяйственного
назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного
производства, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н,
МО Горбунковское сельское поселение, ЗАО «П/ф Ломоносовская», уч. 9, путем
подготовки и направления в адрес Общества проекта договора купли-продажи
названного участка в срок не более 30-ти календарных дней с даты вступления
решения суда в законную силу. Делу присвоен номер А56-44733/2016.

Определением суда от 13.10.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен
Потребительский гаражный кооператив «Спутник» (далее - Кооператив).

Определением суда от 17.11.2016 дела № А56-44733/2016 и № А56-73778/2015
объединены в одно производство для совместного рассмотрения под общим номером
дела № А56-73778/2015.

30.11.2016 в суд от Кооператива поступил отзыв, согласно которому Кооператив
против удовлетворения иска возражал.

02.12.2016 в суд от Общества поступили письменные пояснения по существу
заявленных требований.

         В судебном заседании Общество заявленные требования поддержало в полном

объеме.

Администрация района в судебном заседании против удовлетворения
требований Общества возражала по основаниям, изложенным в отзыве.

Кооператив в судебном заседании против удовлетворения требований Общества
также возражал по основаниям, изложенным в отзыве.

Администрация поселения, надлежащим образом извещённая о времени и месте
рассмотрения спора, в судебное заседание не явилась.

Согласно ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК
РФ) спор рассмотрен по существу в отсутствие Администрации поселения.

3 А56-73778/2015

Исследовав материалы настоящего дела, оценив собранные по делу доказательства

в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, а также заслушав пояснения Общества,
Администрации района и Кооператива, арбитражный суд установил следующее.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 07.11.2014
серии 47-АВ № 670641 земельный участок с кадастровым номером 47:14:0402003:21
площадью 45 588 кв.м., категория: земли сельскохозяйственного назначения,
разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства,
расположенный по адресу: Ленинградская область. Ломоносовский район, МО
«Горбунковское сельское поселение», ЗАО «П/ф Ломоносовская», уч. 9 (далее -
Участок) на основании Постановления главы Администрации муниципального
образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от
21.06.2010 №1664 и свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования от

26.11.1992 №11/228 принадлежит Обществу па праве постоянного (бессрочного)
пользования, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество
и сделок с ним 09.07.2010 сделана запись регистрации №47-78-21/035/2010-019.

07.07.2015 Общество в порядке п. 2 ст. 3 Федерального закона РФ «О введении в

действие Земельного кодекса Российской Федерации» и по правилам главы V.1
Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обратилось в
Администрацию поселения с заявлением (исх. №49 от 01.07.2015, вх.№1939 от
07.07.2015) о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или
муниципальной собственности, без проведения торгов в собственность Общества.

Письмом от 28.07.2015 № 1275 Администрация поселения отказала Обществу в
удовлетворении заявления, ссылаясь на наличие на Участке капитальных строений в
количестве 830 шт., принадлежащих членам Кооператива.

Также 20.01.2016 Общество обратилось с аналогичным заявлением в
Администрацию района.

Письмом от 18.03.2016 № 15-563/16-0-2 Администрация района отказала
Обществу в удовлетворении заявления, ссылаясь на наличие на Участке множества
сооружений, документы, подтверждающие принадлежность на которые, Обществом не
представлены.

Ссылаясь на неправомерность названных отказов, Общество обратилось в
арбитражный суд с настоящим заявлением.

         В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе
обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными
ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия)
государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,
должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт,
решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному
правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на
них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления
предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со ст. 201 АПК РФ
необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление
судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения
(действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения
прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании
ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов,
осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в

4 А56-73778/2015

судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных
положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их
соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие
полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или
совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли
оспариваемый акт решение и действия (бездействие) права и законные интересы
заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

         В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности
оспариваемого ненормативного акта, наличие у органа или лица полномочий на
принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для
его принятия возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

Между тем, наличие указанных обстоятельств судом первой инстанции при
рассмотрении настоящего спора не установлено.

         В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК
РФ) оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным
законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об
обороте земель).

Согласно пункту 4 статьи 1 названного Закона приватизация земельных участков
из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном этим
Законом, ЗК РФ и иными федеральными законами.

Как предусмотрено пунктом 7 статьи 10 Закона об обороте земель, приобретение
сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими)
хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные
участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве
постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого
владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 137-ФЗ «О
введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Согласно п. 2 ст. 3 Закона № 137-ФЗ в редакции, действующей на дату обращения
Общества с Заявлением и отказа в его удовлетворении, юридические лица, за
исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, обязаны переоформить право
постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды
земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные
организации, кроме того, - переоформить на право безвозмездного срочного
пользования по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами,
установленными главой V.1 ЗК РФ.

Порядок предоставления в собственность земельных участков, находящихся в
государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов с
01.03.2015 определен статьей 39.14 ЗК РФ.

Последовательность действий, которые должен совершить уполномоченный
орган

в случае поступления заявления о предоставлении земельного участка без проведения
торгов, установлена статьей 39.17 ЗК РФ, согласно пункту 5 которой уполномоченный
орган в срок не более, чем тридцать дней со дня поступления заявления обязан
совершить одно из трех перечисленных в названном пункте действий: подготовить
проект соответствующего договора и направить его для подписания заявителю;
принять решение о предоставлении земельного участка; принять решение об отказе в
предоставлении земельного участка при наличии предусмотренных статьей 39.16 ЗК
РФ оснований.

Статьей 39.16 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа

в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или
муниципальной собственности, без проведения торгов, в частности в случае, если на

5 А56-73778/2015

указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке
расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства,
принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если
сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено)
размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке
размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ, и это не
препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным
использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился
собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта
незавершенного строительства (пункт 4 данной статьи).

Вместе с тем, арбитражный суд учитывает следующее.

Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами,
спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения.

         В соответствии с пунктами 6 и 7 ст. 27 ЗК РФ оборот земель
сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков,
предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для
индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного
и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также
земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, регулируется
Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон № 101-ФЗ).

Согласно п. 4 ст. 1 Закона № 101-ФЗ приватизация земельных участков из земель

сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном названным
Законом, ЗК РФ и иными федеральными законами.

Подпунктом 1 п. 3 ст. 1 Закона № 101-ФЗ установлено, что оборот земель
сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого
использования земельных участков.

Таким образом, принадлежность земельного участка к землям
сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований
специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в
собственность.

Согласно п. 7 ст. 10 Закона № 101-ФЗ приобретение сельскохозяйственными
организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления
их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды
земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного)
пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в
соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие
Земельного кодекса Российской Федерации". Земельные участки из земель
сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене,
установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15
процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.

Из указанных норм следует, что право на выкуп земельных участков
сельскохозяйственного назначения принадлежит лицам, имеющим статус
сельскохозяйственных организаций или осуществляющим деятельность по ведению
крестьянского (фермерского) хозяйства, которые используют принадлежащие им
земельные участки по целевому назначению.

Пунктом 1.6 приказа Ленинградского областного комитета по управлению
государственным имуществом от 22.11.2005 № 244 "Об установлении перечня
документов, представляемых сельскохозяйственными организациями, а также
гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского)

6 А56-73778/2015

хозяйства, совместно с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного)
пользования или права пожизненного наследуемого владения на имеющиеся у них земельные
участки, находящиеся в собственности Ленинградской области, относящиеся

к категории земель сельскохозяйственного назначения, на право собственности или
право аренды" установлено, что при обращении в целях переоформления права
постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, относящиеся к
категории земель сельскохозяйственного назначения, на право собственности или
право аренды, сельскохозяйственные организации совместно с заявлением о
переоформлении права на земельный участок предоставляют, в том числе документы,
подтверждающие статус заявителя как сельскохозяйственной организации (копия
расшифровки дохода по видам деятельности за последний отчетный период с отметкой
о принятии налоговым органом, уведомление территориального органа Росстата о
присвоении кодов Общероссийских классификаторов, иные документы).

Как установлено судами и не оспаривается Обществом, указанные документы
Обществом с заявлением о переоформлении прав на земельный участок
предоставлены не были.

Вопреки требованиям ст. 65 АПК РФ Общество не представило доказательств
использования Участка по целевому назначению и при новом рассмотрении дела.

Вместе с тем, как следует из ответов Администрации поселения и
Администрации района, и подтверждается представленными Кооперативом
документами, вся территория испрашиваемого участка занята кирпичными гаражами,
иными сооружениями и коммуникациями. Независимо от того, являются ли
находящиеся на участке строения и сооружения объектами недвижимого имущества и
оформлены ли в надлежащем порядке права на эти объекты за кем-либо, наличие этих
объектов на участке влияет на возможность его использования для ведения
сельскохозяйственного производства.

         В данном случае арбитражным судом установлено следующее.

На основании Решения Ломоносовского городского совета депутатов трудящихся
исполнительного комитета №218 от 08.07.1976 автогаражному кооперативу №1 был
выделен земельный участок площадью 2 га для строительства кооперативных гаражей.

08.07.1976 Производственной группой главного архитектора исполкома
Ломоносовского горсовета депутатов трудящихся Ленинградской области выдан Акт
отвода земельного участка автокооперативу в дер. Горбунки.

Ломоносовским Районным Советом Народных Депутатов Ленинградской
области принято решение от 13.03.1980 №157 о регистрации устава гаражного
кооператива Ломоносовской птицефабрики «Спутник» и от 14.07.1983 № 413 об
организации гаражно-строительного кооператива «Спутник» в дер. Горбунки.

10.09.1991 выдан Акт для расширения территории Автогаражного Кооператива
«Спутник».

Постановлением Мэра Ломоносовского района Ленинградской области от
05.12.1991 №13/1 утвержден акта выбора земельного участка для расширения
территории автогаражного кооператива «Спутник» в дер. Горбунки Заводского
сельского Совета.

03.08.1995 принято Постановление Мэра Ломоносовского района Ленинградской
области № 99 об отводе Земельного участка АГК «Спутник» общей площадью 1,9 га.

29.02.1996 выдано Заключение №14 по отводу земельного участка под
строительство с целью расширения кооператива «Спутник» на 320 гаражей.

02.04.1997 утвержден Акт установления и согласования границ земельного
участка ГСК «Спутник» площадью 4,8 га.

08.04.1997 Кооперативом подана Заявка о предоставлении земельного участка,
общей площадью 4,8 га в пользование на праве аренды.

7 А56-73778/2015

27.07.1997 получено Свидетельство №21/00244 о государственной регистрации
гаражного кооператива «Спутник».

         В 2005 году Кооперативом заключен договор на проведение изыскательских работ

с  ООО «Тальвег». Работы выполнены в полном объеме согласно «инструкции по
топографическим съемкам». Составлен Акт согласования границ земельных участков.

Границы земельного участка согласованы правообладателями земельных участков.
Согласно п. 4 данного Акта уполномоченным лицом Общества 28.07.2005 поставлена подпись
и печать, подтверждающие согласие об установлении указанных границ.

        В 2007 году заключен договор на производство землеустроительных работ с целью
проведения комплекса процедур по межеванию и установлению в натуре границ
земельного участка с ООО «Тайвола».

Кроме того, как следует из материалов дела, Кооперативом были проведены
мероприятия по технической инвентаризации гаражей, оформлен технический паспорт
на весь гаражный кооператив; получены заключения органов пожарной безопасности,
санитарно-эпидемиологического надзора. Гаражные боксы Кооператива строились
хозяйственным способом на паевые взносы и взносы членов Кооператива.

Доказательств того, что на спорном земельном участке отсутствуют какие-либо
иные строения или сооружения помимо принадлежащих Обществу, последним в
нарушение ст. 65 АПК РФ суду не представлено.

         В отсутствие доказательств того, что все расположенные на земельном участке
объекты принадлежат Обществу, доказательств использования Обществом Участка по
целевому назначению основания для предоставления Участка в собственность у
Администрации поселения и Администрации района отсутствовали.

Исходя из изложенного, оспариваемые решения Администрации поселения и
Администрации района об отказе в предоставлении в собственность Обществу земельного
участка приняты в соответствии с нормами действующего законодательства.

Обществом не доказано ни одно из условий, одновременное наличие которых в
соответствии со ст. 198 АПК РФ необходимо для признания действий (бездействий)

государственных органов незаконными, ненормативных правовых актов
недействительными, а именно: несоответствие принятого акта, решения (действия)
закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных
интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

При указанных обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований
следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской
области

                                              Р е ш и л :

                        В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный
суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья Воробьева Ю.В.